Мужчины, тряпки и фондовый рынок (doora) wrote,
Мужчины, тряпки и фондовый рынок
doora

Categories:

Про МБА и вообще. Часть 7. Нетворкинг

Если ты пролетел мимо рекрутинга на кампусе, как большинство иностранных студентов, учился не на двухлетней МБА, а на любой другой программе, уже где-то работаешь и хочешь поменять, приехал в страну с мужем (у меня есть пара таких знакомых, с Физтеха в том числе, с хорошими работами до), то остается один выход - нетворкинг - обмен информацией с целью развития профессиональных и социальных контактов. В доинтернетовские времена это называлось open your Rolodex - такая вертушка с визитками, которая стоит возле телефона. Кстати еще одна причина для двухлетней учебы - овладеть жаргоном, иначе будешь молча кивать и улыбаться, хотя вроде все слова по отдельности понимаешь.

Со стороны и на поверхности выглядит так
- Здравствуйте, я Петя, выпускник МБА
- Джон Смит, вице президент по Стратегии компании Horns & Hooves
- Расскажите чем отличается корпоративная стратегия от бизнес стратегии в вашей компании.
10 минут разговора
- В общем если вас интересует такая позиция, пришлите мне резюме, и я его передам.

Такие разговоры бывают с глазу на глаз, но чаще по телефону. Мне понадобилось шесть лет прожить в Америке, чтобы большинство таких разговоров заканчивалось подобным образом, не говоря уже о том чтобы они вообще начинались.

Карьерная служба МБА скажет вам вот что:
- нетворкинг очень важен, не надо стесняться, это важная часть профессиональной жизни
- Джон Смит будет рад поговорить, ему приятно рассказать о своем опыте, к тому же он сам был студентом МБА, поймет и поддержит
- составьте список компаний, которые вас интересуют, найдите в ЛинкедИне тех кто там работает и закончил вашу альма матер, напишите им с просьбой поговорить по телефону

Карьерная служба даже выдаст образец письма: Здравствуйте, я Петя Иванов, выпускник XYZ MBA 2019 года, очень интересуюсь маркетингом в биофармацевтической отрасли. Есть ли у вас 20 минут для телефонного разговора на этой или следующей неделе? С уважением, Петя, телефон такой-то.

Подвох кроется не в письме. В этом письме нет ничего плохого, это хорошее письмо, на него в большинстве случаев отвечают положительно. Вероятность положительного ответа тем выше чем
- Ниже статус адресата
- больше общего у вас с адресатом (одна и та же бизнес-школа или вообще университет, страна происхождения, язык, профессия до бизнес школы - все что угодно чтобы можно было написать "я тоже как и вы")
- меньше популярность компании в широких кругах

В моем случае отвращение к нетворкингу было так велико, что закончив МБА я все еще не могла выдавить из себя такого письма, я писала только тем, кому меня уже кто-то из знакомых представил, я вообще не понимала как упасть на голову совсем незнакомому человеку. Хотя это то же самое, что упасть на голову знакомому знакомого, да и вообще это совсем не то что упасть на голову, это часть этикета, традиция - отдавать следующим поколениям то, что предыдущие дали тебе, как здороваться - ни к чему не обязывает, и все это делают потому что так принято. Ничего общего с "пристроить человечка". При этом если кто-то не ответил на твое письмо - занят, попало в спам, ему пишут сто более достойных кандидатов, то это тоже нормально, это не отказ и никак отправителя не осрамит. Если ты в коридоре поздоровался с Джоном Смитом, а он говорит по телефону и тебя не заметил - то же самое.

Подвох в другом. Допустим Джон Смит согласился на телефонный разговор. О чем с ним говорить? Джон, мне бы так хотелось в вашу компанию, желательно в стратегию. Да, Вася, приходи, у нас как раз есть вакансии, ты со своим неподходящим опытом и без визы - лучший кандидат. Бывает если Джон менеджер первой линии, у него есть позиция, на которую срочно нужны люди, а компания в такой дыре, что нормальные кандидаты туда не поедут. Мне так повезло однажды, я очень вовремя позвонила по знакомству в одну компанию в ужасной дыре, там как раз вице-президент непосредственно руководил стратегией, в которой были два человека, один как раз ушел, и мне доверили два поглощения за одно лето. Я на этих двух поглощениях до сих пор выезжаю. Но если бы я проактивней поступала, не нужно было бы ждать везения, можно было устроиться гораздо лучше.

Поэтому нужно быть готовым к разговору с Джоном Смитом. Карьерная служба бизнес школы скажет вам следующее:
1. Напишите список желаемых компаний
2. Подготовьтесь - узнайте все о компании
3. Найдите в ЛинкедИне выпускников своей школы, работающих там и договоритесь о звонке.

Что делают большинство иностранных студентов.
1. Пишут список - Гугл, Эппл, Фейсбук, Амазон
2. Изучают сайт компании вдоль и поперек
3. Находят кого-нибудь из директоров (вице президенты редко отвечают) и звонят.
Происходит такой разговор:
- Здравствуйте я Вася Иванов
- Джон Смит, директор по стратегии
- Мне бы очень хотелось работать в стратегии, расскажите о вашей работе в Стратегии
- ну то се пятое десятое
- Спасибо, а как вы посоветуете в стратегию попасть?
- Мы в основном набираем тех, кто лет пять проработал в консалтинге или инвестбанке
- Ясно, спасибо
Тут происходит неловкая пауза, Вася Джона теряет и начинает демонстрировать все что он знает о компании
- Скажите а в связи с недавним поглощением "Рогов и Копыт" как изменилась ваша стратегия?
- Мы продолжаем расширяться в сферу интегрированного облачного сервиса, то се пятое десятое
- Ясно, а вот вы выпустили новый продукт, теперь надеетесь завоевать азиатский рынок?
- Да
Джон начинает зевать, Вася выучил пресс релизы наизусть
- А вот у вас есть вакансия в стратегии, можно я вам пришлю резюме?
- Присылайте
Теоретически это могло бы закончиться успешно с фирмой Рога и Копыта, но Вася же выбрал Гугл, Эппл и Фейсбук, куда на каждую вакансию приходит 500 резюме и нацелился на Стратегию, про которую ему ясно сказали - только через пять лет работы в консалтинге. Этим мартышкиным трудом Вася занимается полгода, потом начинает соображать что что-то не так раз не доходит даже до собеседования. Вася снижает планку и звонит в компании похуже, но продолжает заниматься тем же самым, пока ему кто-то не советует что нужно попробовать другую позицию чтобы get foot in the door - попасть в компанию хоть в каком-то виде, а потом перепрыгнуть в стратегию если повезет.

Поэтому для удачного нетворкинга нужно сначала сузить сферу до той, в которую теоретически можно попасть с вашим бэкграундом. Для этого нужно поговорить с одним-двумя представителями нужной компании или функции своего уровня - студентом, недавним выпускником, который работал там до МБА или сразу после. Он сразу кажет какие у вас шансы, расскажет как устроена компания и какие в ней есть функции, куда легче попасть, где может понадобиться лично ваш бэкграунд, и насколько там зеленая трава. И если повезет, познакомит с кем-нибудь должностью повыше. Это сэкономит много времени и позволит с Джоном Смитом говорить предметно.

Соответственно, поговорив с однокурсниками или другими доступными людьми, можно сузить отрасли, функции и размер компаний, составить список нужных, набрать курсы, которые там понадобятся и записаться на конференции в этой сфере. Один знакомый мальчик интересовался self driving cars, записался в организаторы конференции по транспорту, вызвался встречать в аэропорту докладчика из отрасли, у них завязалась беседа и ему тут же предложили работу.

Для разговора с Джоном Смитом важно выяснить для себя почему из всех кто туда подает нужно выбрать именно тебя. На случай если вдруг действительно есть какие-то вакансии и туда кого-то ищут. Я вот не директор, мне редко звонят студенты, но когда я стала работать в Стратегии, стали звонить и приходить гораздо чаще. Я им обычно все это вкратце рассказываю, а русскоязычным даже и не вкратце.

Приходит девочка из МБА Санта Клары. Это не селективная программа, берут всех кто платит, там недорого. И спрашивает как попасть в стратегию. Спрашиваю чем она занималась до. Училась на бухучете, сидела в декрете и открыла туристическое агентство - помогала иностранцам бронировать билеты и туры. Спрашиваю почему в стратегию.
- Стратегия это моя мечта, я всегда мечтала заниматься стратегией.
- Почему в здравоохранение? - Не то чтобы я змея, я пытаюсь зацепиться за что-нибудь что сделает историю девочки хотя бы интересной если не релевантной
- Я люблю помогать людям
- Ну хорошо, вот у вас есть знание рынка туристического хотя бы, а как можно из вашего бэкграунда извлечь пользу для здравоохранения?
- И то и другое - помогать людям
- Допустим у нас есть кандидаты с опытом в здравоохранении, в консалтинге, в финансах, в чем-то релевантном для стратегии и здравоохранения. Почему мы должны выбрать вас? - если бы это было собеседование, то это был бы последний шанс, после которого уже ничего не поможет
- Понимаете, стратегия - это моя страсть, моя мечта
Формально девочка подготовилась, ответы были заучены. Объяснила ей, что это плохие ответы, что стратегия - это самая востребованная функция после МБА, что не нужно рассказывать что это твоя мечта - это мечта половины выпускников, что у нее завышенные амбиции - у нас в стратегии из восьми человек пять выпускников бизнес школ из первой десятки, двое с медицинским образованием, один из них также МБА, другой - основатель успешного стартапа, трое бывших инвестбанкиров, один бывший консультант, я удивляюсь как меня туда взяли.

Вот собственно и весь нетворкинг. Это утомительно очень потому что пока ты дошел до вице-президента, ты уже поговорил с двумя-тремя людьми рангом пониже, изучил структуру компании и выяснил кто чем занимается и куда теоретически можно попасть, а куда совсем нельзя, что нужно знать чтобы соответствовать, прочел пару статей из той области, в которой продукт, посмотрел на компанию и ее конкурентов в блумберге, изучил последние новости. На это все уходит два-три дня. Если одновременно изучать разные компании и вообще разные отрасли, в голове очень быстро наступает каша, нужно вести список с кем ты говорил и о чем, что узнал и что важно для компании. При этом еще нынешняя работа или учеба.

P.S. И вот еще что. Бывают такие нетворкинг ивентс. Для студентов компании устраивают, а бывают просто так - женщины в техе, выпускники Гарварда на конференции по здравоохранению и так далее. Я не знаю кем надо быть чтобы там с кем-то незнакомым познакомиться и произвести впечатление. Там только если уже знакомых встретить и выпить, а так нет. Но это я социопат, Келли регулярно с кем-нибудь знакомится в таких местах.
Tags: mba
Subscribe

  • Бабушка

    Бабушка Тодда была по профессии marriage and family therapist - семейным психологом. Когда ее мужа, дедушку Тодда, отправили на войну, бабушка…

  • Кстати о Бостоне

    В Бостоне в метро висят объявления, предлагающие жертвовать какашки в пользу науки. Картинку я не в метро сфотографировала, постеснялась, а сделала…

  • Про недостаточно ухоженных женщин

    Когда была моложе, я любила рассматривать недостаточно ухоженных женщин лет сорока, не тех которые расплылись и с немытым пучком на голове, а таких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments